Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Детско-юношеская спортивная школа «Олимп»
городского округа Рефтинский
Дополнительная образовательная программа
спортивной подготовки по виду спорта
ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА
(Дисциплина: бег на короткие, средние и длинные дистанции)
Программа разработана на основании: Приказа Минспорта России от 16 ноября 2022 г.
N 996 «Об утверждении федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта
легкая атлетика»
Срок реализации программы на этапах:
Этап начальной подготовки – 3 года
Тренировочный этап (этап спортивной специализации) – 5 лет
Этап совершенствования спортивного мастерства – без ограничений
Этап высшего спортивного мастерства – без ограничений
Автор - составитель:
Светлана Иосифовна Макарова
тренер-преподаватель отделения
«Лёгкая атлетика»
Рецензенты:
Шишкина Александра
Александровна
Инструктор-методист
МАУ ДО ДЮСШ «Олимп»
пгт. Рефтинский, 2022 год
I. Общие положения
1. Дополнительная образовательная программа спортивной подготовки по
виду спорта «лёгкая атлетика» (далее – Программа) предназначена для
организации образовательной деятельности по спортивной подготовке в
Муниципальном автономном учреждении дополнительного образования
спортивная школа «Олимп» городского округа Рефтинский (далее
Учреждение) в беге на короткие и средние дистанции с учетом совокупности
минимальных требований к спортивной подготовке, определенных
федеральным стандартом спортивной подготовки по виду спорта «легкая
атлетика», утвержденным приказом Минспорта России от 16 ноября
2022года № 996 (далее – ФССП).
2. Целью Программы является достижение спортивных результатов на
основе соблюдения спортивных и педагогических принципов в учебнотренировочном процессе в условиях многолетнего, круглогодичного и
поэтапного процесса спортивной подготовки.
Достижение поставленной цели предусматривает решение основных
задач: оздоровительные; образовательные; воспитательные; спортивные.
Планируемые результаты освоения программы представляют собой
систему ожидаемых результатов освоения обучающими всех компонентов
учебно-тренировочного и соревновательного процессов, также обеспечивает
формирование личностных результатов: овладение знаниями об
индивидуальных особенностях физического развития и уровня физической
подготовленности, о соответствии их возрастным нормативам, об
особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях
организма,
способах
профилактики
перетренированности
(натренированности), перенапряжения; овладение знаниями и навыками
инструкторской деятельности и судейской практики; умение планировать
режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание нагрузки и отдыха,
соблюдать правила безопасности и содержать в порядке спортивный
инвентарь, оборудование, спортивную одежду, осуществлять подготовку
спортивного инвентаря к учебно-тренировочным занятиям и спортивным
соревнованиям; умение анализировать и творчески применять полученные
знания в самостоятельных занятиях, находить адекватные способы поведения
и взаимодействия в соревновательный период; развитие понимания о
здоровье, как о важнейшем условии саморазвития и самореализации
человека, умение добросовестно выполнять задания тренера-преподавателя,
осознанно стремиться к освоению новых знаний и умений, умение
организовывать места тренировочных занятий и обеспечивать их
безопасность, ориентирование на определение будущей профессии,
приобретение навыков по участию в спортивных соревнованиях различного
уровня.
2
Основная цель программы - реализация тренировочного процесса на
этапе начальной подготовки, тренировочном этапе (этап спортивной
специализации), этапе совершенствования спортивного мастерства, высшего
спортивного мастерства.
Программный материал объединен в целостную систему спортивной
подготовки и предполагает решение следующих задач:
- удовлетворение потребности детей в занятиях физической культурой и
спортом;
- создание и обеспечение необходимых условий для личностного
развития, укрепления здоровья, закаливания организма и разносторонней
физической подготовки, профессиональной ориентации и самоопределения
детей и подростков, адаптации их к жизни в обществе;
- формирование общей культуры детей и подростков;
- выявление и развитие творческого потенциала одаренных детей и
подростков;
- обеспечение качественной спортивной ориентации, отбора и
углубленной специализации в избранном виде спорта;
- создание предпосылок и обеспечения в освоении различных по объему и
интенсивности тренировочных и соревновательных нагрузок;
- максимальная реализация духовных и физических возможностей;
- достижение определенного спортивного результата;
- подготовка спортивного резерва;
- зачисление в составы спортивных сборных команд Российской
Федерации, субъектов Российской Федерации.
Программа раскрывает содержание многолетней спортивной
подготовки юных спортсменов как единого непрерывного процесса от
начального обучения до высшего спортивного мастерства. Обеспечивает
преемственность задач, средств, методов, организационных форм подготовки
обучающихся всех возрастных групп. Рекомендуемая преимущественная
направленность тренировочного процесса по годам обучения определяется с
учетом сенситивных (наиболее благоприятных) фаз возрастного развития
физических качеств.
Учебный материал распределен по этапам (годам) обучения и
рассчитан на обучение на этапе начальной подготовки (НП) до 3-х лет,
тренировочном этапе (ТЭ) до 5 лет, на этапах совершенствования
спортивного мастерства (ЭССМ) и высшего спортивного мастерства - весь
период. С увеличением общих годовых объемов часов, а также уровня
подготовленности занимающихся изменяется и соотношение времени на
различные виды подготовки по годам обучения. Такое распределение
позволяет
сохранить
непрерывность
и
единую
направленность
тренировочного процесса в многолетней системе спортивной подготовки.
3
Особенностью представленной программы являются новые понятия:
- федеральные стандарты спортивной подготовки, это совокупность
требований
к
возрасту,
наполняемостью,
распределения
часов
тренировочной работы в неделю / год, спортивной подготовке по виду
спорта, обязательных для организаций, осуществляющих спортивную
подготовку;
- спортивная подготовка - тренировочный процесс, который подлежит
планированию, включает в себя обязательное систематическое участие в
спортивных соревнованиях, направлен на физическое воспитание и
совершенствование спортивного мастерства лиц, проходящих спортивную
подготовку, и осуществляется на основании муниципального задания на
оказание услуг по спортивной подготовке или договора оказания услуг по
спортивной подготовке в соответствии с настоящей программой спортивной
подготовки;
- спортивный резерв - лица, проходящие спортивную подготовку в целях
включения их в состав спортивных сборных команд, в том числе спортивных
сборных команд Российской Федерации.
Основная функция программы - спортивная подготовка.
Вспомогательные функции программы - физическое образование,
физическое воспитание.
Результат реализации программы - максимальная реализация духовных
и физических возможностей, достижение определенного спортивного
результата, подготовка спортивного резерва, зачисление в составы
спортивных сборных команд Российской Федерации, субъектов Российской
Федерации.
Характеристика вида спорта.
Вид спорта «легкая атлетика» — олимпийский вид спорта,
включающий бег, ходьбу, прыжки и метания. Объединяет следующие
спортивные дисциплины: беговые виды, спортивную ходьбу, технические
виды (прыжки и метания), многоборья, пробеги (бег по шоссе) и кроссы (бег
по пересечённой местности). Один из основных и наиболее массовых видов
спорта
Начало распространению легкой атлетики в России положено в 1888 г.
Впервые первенство России по легкой атлетике проходило в 1908 г. Легкую
атлетику принято называть королевой спорта, потому что она является одним
из самых массовых видов спорта и в ее дисциплинах всегда разыгрывалось
наибольшее количество медалей на Олимпийских играх. Легкоатлеты –
спортсмены, которые занимаются одним или несколькими видами легкой
атлетики.
Виды легкой атлетики принято подразделять на пять разделов: ходьбу,
бег, прыжки, метания и многоборья. Каждый из них, в свою очередь,
4
подразделяется на разновидности (44 разновидности, 24 для мужчин и 20 для
женщин).
Спортивные дисциплины вида спорта «легкая атлетика» определяются
организацией,
реализующей
(разрабатывающей)
дополнительную
образовательную программу спортивной подготовки по виду спорта «легкая
атлетика» 2 (далее – Организация), самостоятельно в соответствии со
Всероссийским реестром видов спорта.
II. Характеристика дополнительной образовательной программы
спортивной подготовки
2.1. Сроки реализации этапов спортивной подготовки и возрастные
границы лиц, проходящих спортивную подготовку, по отдельным
этапам:
На этап начальной подготовки зачисляются лица, которым в текущем
году исполнилось (или) исполнится количество лет по году рождения,
соответствующее возрасту зачисления, а также лица, старше зачисляемого
возраста на этап начальной подготовки и учебно-тренировочный этап (этап
спортивной специализации) до трех лет. При этом при комплектовании
учебно-тренировочных групп разница в возрасте зачисляемых лиц не должна
быть более двух лет.
На этапах начальной подготовки и учебно-тренировочном этапе (этапе
спортивной специализации) до трех лет допускается зачисление лиц,
прошедших спортивную подготовку в других организациях и (или) по
другим видах спорта и выполнивших требования, необходимые для
зачисления, согласно нормативам по физической подготовке, установленных
в дополнительной образовательной программе по виду спорта «лёгкая
атлетика» с учетом сроков реализации этапов спортивной подготовки и
возрастных границ лиц, проходящих спортивную подготовку, по отдельным
этапам.
Таблица № 1
Сроки реализации этапов спортивной подготовки и возрастные границы
лиц, проходящих спортивную подготовку, по отдельным этапам
Этапы спортивной подготовки
Срок реализации
Возраст для
этапов спортивной зачисления в группы
подготовки
(лет)
Этап начальной подготовки
3
9
Учебно-тренировочный этап
(этап спортивной
специализации)
2-5
12
5
Этап совершенствования
спортивного мастерства
не ограничивается
14
Этап высшего спортивного
мастерства
не ограничивается
15
2.2. Учебно-тренировочные нагрузки к объему
учебно-тренировочного процесса.
Учебно-тренировочная нагрузка к объему учебно-тренировочного
процесса рассчитывается для каждого учебно-тренировочного занятия на
основании ее интенсивности, длительности и для каждого этапа спортивной
подготовки имеет свой часовой недельный (годовой) объем.
В объем учебно-тренировочной нагрузки входит время восстановления
организма обучающегося после определенной нагрузки и при
кратковременной тренировки с высокой интенсивностью и долговременной
тренировки с низкой интенсивностью, а также аспекты морально-волевой и
теоретической подготовки.
Общий
годовой
объем
учебно-тренировочной
работы,
предусмотренный в нижеуказанной таблице №3 режимами работы, для
этапов: учебно-тренировочного свыше трех лет, совершенствования
спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства, может быть
сокращен не более чем на 25 %, реализуемых в период учебнотренировочных мероприятий, а также на основании индивидуальных планов
спортивной подготовки.
Таблица № 2
Учебно-тренировочные нагрузки к объему
учебно-тренировочного процесса
Виды
Этапы и годы спортивной подготовки
соревнован
Этап начальной
УчебноЭтап
Этап
ий
подготовки
тренировочный
совершен высшего
этап (этап
ствовани спортивно
спортивной
я
го
специализации)
спортивн мастерства
ого
До 1
Свыше 1 До 3лет Свыше 3
мастерств
года
года
лет
а
Количество
часов в
4,5-6
6-8
9-14
12-18
18-24
24-32
неделю
Общее
234-312 312-416 468-728 624-936 936-1248 1248-1664
6
количество
часов в год
2.3. Виды (формы) обучения, применяющиеся при реализации
дополнительной образовательной программы спортивной подготовки.
Основными формами осуществления спортивной подготовки являются:
- групповые и индивидуальные тренировочные и теоретические занятия;
- работа по индивидуальным планам;
- тренировочные сборы;
- участие в спортивных соревнованиях и мероприятиях;
- инструкторская и судейская практика;
- медико-восстановительные мероприятия;
- тестирование и контроль.
Тренировочная работа отделения «легкая атлетика» проводится
круглогодично на основе данной программы. Основной формой проведения
тренировочных занятий является занятие продолжительностью от 2 до 4
часов.
Теоретический раздел программы изучается как на отдельных
занятиях, так и путем проведения бесед на практических занятиях.
Спортсмены юношеских и старших возрастных групп должны также
самостоятельно знакомиться с литературой по соответствующим темам
тренировочного плана.
Кроме занятий по расписанию, обучающимся следует выполнять
домашние индивидуальные задания, по улучшению общей и специальной
физической подготовленности, специализированную утреннюю зарядку,
осваивать отдельные элементы техники.
При организации и проведении тренировочных занятий с юными
легкоатлетами и участии их в соревнованиях должны строго соблюдаться
установленные в России требования по врачебному контролю за
занимающимися,
меры
профилактики
спортивного
травматизма,
обеспечиваться должное санитарно-гигиеническое состояние мест занятий и
оборудования.
В процессе работы с юными спортсменами в целях закаливания организма необходимо широко использовать естественные силы природы
(солнце, воздух, воду), повседневно воспитывать навыки в соблюдении
гигиенического режима на тренировках, во время учебы, работы и в быту.
Каждой тренировочной группой руководит тренер-преподаватель на
протяжении всего периода подготовки в спортивной школе.
Для
обеспечения
непрерывности
освоения
обучающимися
образовательных программ в Учреждении на период летних каникул могут
организовываться физкультурно-спортивные лагеря, а также обеспечиваться
7
участие в учебно-тренировочных сборах, проводимых образовательными
организациями и (или) физкультурно-спортивными организациями.
Тренировочная работа, организуется с учетом режима дня и занятости
учащихся в общеобразовательной школе. Учитывая успеваемость каждого
юного спортсмена по общеобразовательным предметам, тренерпреподаватель может уменьшить для отдельных обучающихся количество и
длительность занятий в предэкзаменационный и экзаменационный периоды,
давая им индивидуальные домашние задания.
2.4. Наполняемость учебно-тренировочных групп на этапах
спортивной подготовки.
Наполняемость групп определяться с учетом единовременной
пропускной способности спортивного сооружения (объекта спорта),
используемого при реализации дополнительной образовательной программы
спортивной подготовки по виду спорта «лёгкая атлетика».
Таблица № 3
Наполняемость учебно-тренировочных групп
на этапах спортивной подготовки.
Срок реализации этапов
Наполняемость
Этапы спортивной подготовки
спортивной подготовки
(человек)
Этап начальной подготовки
3
10
Учебно-тренировочный этап
(этап спортивной
специализации)
2-5
8
Этап совершенствования
спортивного мастерства
не ограничивается
2
Этап высшего спортивного
мастерства
не ограничивается
1
2.5. Перечень учебно-тренировочных мероприятий.
Учебно-тренировочные мероприятия проводятся Организацией для
подготовки обучающихся к соревновательной деятельности, а также для
контроля за уровнем физической подготовленности и период проведения
учитываются в учебно-тренировочном графике. Перечень учебнотренировочных мероприятий представлен в приложении № 3 к федеральному
стандарту спортивной подготовки по виду спорта «легкая атлетика».
8
2.6. Планируемый объем соревновательной деятельности
по виду спорта «легкая атлетика».
Планируемый объем соревновательной деятельности устанавливается в
Программе по типу спортивных соревнований: контрольные, отборочные,
основные, с учетом особенностей видов спорта, с учетом задачам спортивной
подготовки на различных этапах спортивной подготовки, уровня
подготовленности и состоянием тренированности обучающихся.
В дополнительной образовательной программе спортивной подготовки
Организацией указывается количество спортивных соревнований в
соответствии с единым календарным планом межрегиональных,
всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных
мероприятий и с учетом значений, утвержденных в государственном
(муниципальном) задании.
Контрольные соревнования проводятся с целью определения уровня
подготовленности обучающихся, оценивается уровень развития физических
качеств, выявляются сильные и слабые стороны спортсмена. Контрольную
функцию могут выполнять как официальные спортивные соревнования
различного уровня, так и специально организованные Организацией.
Отборочные соревнования проводятся с целью отбора обучающихся и
комплектования команд для выступления на основных спортивных
соревнованиях и выполнений требований Единой всероссийской спортивной
классификации.
Основные соревнования проводятся с целью достижения спортивных
результатов и выполнений требований Единой всероссийской спортивной
классификации.
Планируемый объем соревновательной деятельности регламентируется
федеральным законом по виду спорта «лёгкая атлетика», планируется
ежегодно в виде календарного плана физкультурно-спортивных мероприятий
и утверждается приказом директора Учреждения.
2.7. Годовой учебно-тренировочный план
Примерный годовой учебно-тренировочный план по виду спорта
«лёгкая атлетика» (далее – учебный план) определяет общий объем учебнотренировочной нагрузки по видам спортивной подготовки, видам
деятельности, практикам и распределяет учебное время, отводимое на их
освоение по этапам спортивной подготовки и по годам обучения.
Учебный план составляется и утверждается Организацией ежегодно на
52 недели (в часах). Учебный план определяет общую структуру
планируемого учебно-тренировочного процесса в рамках деятельности
Организации, совокупность отдельных относительно самостоятельных, но не
обособленных в их закономерных связях видах спортивной подготовки,
9
соотношении и последовательности их как органических звеньев единого
процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов
реализации дополнительной образовательной программы спортивной
подготовки, оптимально вносящий свой вклад для достижения спортивных
результатов.
Представленные в учебном плане тренировочные мероприятия –
теоретическая подготовка, инструкторская и судейская практика, учебнотренировочные,
антидопинговые,
воспитательные,
аттестационные
мероприятия, медико-биологическое обследование являются неотъемлемой
частью тренировочного процесса и регулируются Организацией
самостоятельно, указанные тренировочные мероприятия входят в годовой
объем тренировочной нагрузки.
Объем тренировочной нагрузки на этапе высшего спортивного
мастерства представлен одним учебно-тренировочным годом, но необходимо
учесть, что представленные параметры нагрузки не изменяются в течение
всего периода обучения на данном этапе.
Учебный план заполняется Организаций в соответствии с формой по
видам подготовки, представленной в федеральном стандарте по виду спорта
«лёгкая атлетика» и утверждается ежегодно в Приложении № 1 к данной
Программе.
2.8. Календарный учебно-тренировочный график
Построение многолетней спортивной подготовки в годичных циклах
определяется
основным
макроциклом:
подготовительный
период,
соревновательный период, переходный период.
Подготовительный период направлен на становление спортивной
формы - создание прочного фундамента (общего и специального) подготовки
к основным соревнованиям и участия в них, совершенствования спортивной
подготовленности.
Соревновательный период ориентирован на стабилизацию спортивной
формы через дальнейшее совершенствование различных сторон
подготовленности, интегральную подготовку, подготовку к основным
соревнованиям и участие в них.
Переходный период (период временной утраты спортивной формы)
направлен на восстановление физического и психического потенциала после
интенсивных и больших по объёму тренировочных и соревновательных
нагрузок, на подготовку к следующему макроциклу.
Таблица № 4
Примерная структура основного макроцикла
Периоды
Э тапы
Структура этапа
Подготовительный
Обще подготовительный
1-й - втягивающий
10
мезоцикл
=
2-3
микроцикла и более
2-й
базовый
мезоцикл
=
3-6
микроцикла и более
Специально
2-3
мезоцикла
и
подготовительный
более
Соревновательный Развитие спортивной формы 4-6 микроцикла и
более
Предсоревновательный
2 мезоцикла и более
Переходный
Восстановительный
Зависит от этапа
тренировочного
процесса
Календарный учебно-тренировочный график составляется на учебный
год по каждому этапу спортивной подготовки согласно объему
соревновательной деятельности, определенному в дополнительной
образовательной программе спортивной подготовки по виду спорта «легкая
атлетика», включает в себя перечень спортивных и учебно-тренировочных
мероприятий, период прохождения аттестации в течение учебного года,
медико-биологических, восстановительных мероприятий по отдельным
этапам, определяет календарный период проведения мероприятия. При
составлении учебно-тренировочного графика учитываются особенности
осуществления спортивной подготовки по виду спорта «лёгкая атлетика».
Календарный
учебно-тренировочный
график
представлен
в
Приложении №2.
2.9. Календарный план воспитательной работы
Примерный календарный план воспитательной работы составлен на
учебный год с учетом учебного плана, учебно-тренировочного графика и
следующих основных задач воспитательной работы:
- формирование духовно-нравственных, морально-волевых и этических
качеств;
- воспитание лидерских качеств, ответственности и патриотизма;
- всестороннее гармоничное развитие физических качеств;
- укрепление здоровья спортсменов;
- привитие навыков здорового образа жизни;
- формирование основ безопасного поведения при занятиях спортом;
- развитие и совершенствование навыков саморегуляции и самоконтроля.
Календарный план воспитательной работы приведен в Приложение №
3 к данной Программе.
11
2.10. План мероприятий, направленный на предотвращение
допинга в спорте и борьбу с ним
План мероприятий, направленный на предотвращение допинга в спорте
и борьбу с ним, составлен на учебно-тренировочный год с учетом учебного
плана, учебно-тренировочного графика, примерного плана мероприятий,
направленных на предотвращение допинга в спорте и борьбу с ним
(приложение № 4 к Программе).
В план мероприятий, направленный на предотвращение допинга в
спорте и борьбу с ним включаются мероприятия, направленные на
предотвращение допинга в спорте и борьбу с ним, а также мероприятия по
научно-методическому обеспечению, которые реализуются в рамках
воспитательной работы тренера-преподавателя, включающей в том числе
научную, творческую и исследовательскую работу, а также другую работу,
предусмотренную трудовыми (должностными) обязанностями и (или)
индивидуальным
планом
(методическую,
подготовительную,
организационную, диагностическую, работу по ведению мониторинга,
работу, предусмотренную планами спортивных и иных мероприятий,
проводимых с обучающимися спортсменами, участие в работе
коллегиальных органов управления Организацией.
Среди мероприятий, направленных на предотвращение допинга в
спорте и борьбу с ним, выделяют беседы с обучающимися в условиях
учебно-тренировочных занятий, беседы с родителями в рамках родительских
собраний об определении понятия «допинг», последствиях допинга в спорте
для здоровья спортсменов, об ответственности за нарушение
антидопинговых правил, об особенностях процедуры проведения допингконтроля.
2.11. Медицинские требования к обучающимся по дополнительным
образовательным программам спортивной подготовки.
Для прохождения обучения по дополнительной образовательной
программе спортивной подготовки допускаются лица, получившие в
установленном законодательством Российской Федерации порядке
медицинское заключение об отсутствии медицинских противопоказаний для
занятий видом спорта «лёгкая атлетика».
Организация ведет контроль за прохождением обучающимися
медицинского обследования.
Обучающийся, должен иметь медицинский допуск к учебнотренировочным занятиям и к соревновательным мероприятиям.
III.
Система контроля.
12
По итогам освоения Программы применительно к этапам спортивной
подготовки обучающимся, необходимо выполнить следующие требования к
результатам прохождения Программы, в том числе, к участию в спортивных
соревнованиях:
1. На этапе начальной подготовки:
изучить основы безопасного поведения при занятиях спортом;
повысить уровень физической подготовленности;
овладеть основами техники вида спорта «легкая атлетика»;
получить общие знания об антидопинговых правилах;
соблюдать антидопинговые правила;
принять участие в официальных спортивных соревнованиях не ниже
муниципального уровня, начиная со второго года;
ежегодно выполнять контрольно-переводные нормативы (испытания)
по видам спортивной подготовки;
получить уровень спортивной квалификации (спортивный разряд),
необходимый для зачисления и перевода на учебно-тренировочной этап (этап
спортивной специализации).
2. На учебно-тренировочном этапе (этапе спортивной специализации):
повышать
уровень
физической,
технической,
тактической,
теоретической
и психологической подготовленности;
изучить правила безопасности при занятиях видом спорта «легкая
атлетика»
и успешно применять их в ходе проведения учебно-тренировочных занятий
и участия в спортивных соревнованиях;
соблюдать режим учебно-тренировочных занятий;
изучить основные методы саморегуляции и самоконтроля;
овладеть общими теоретическими знаниями о правилах вида спорта
«легкая атлетика»;
изучить антидопинговые правила;
соблюдать антидопинговые правила и не иметь их нарушений;
ежегодно выполнять контрольно-переводные нормативы (испытания)
по видам спортивной подготовки;
принимать участие в официальных спортивных соревнованиях не ниже
уровня спортивных соревнований муниципального образования на первом,
втором
и третьем году;
принимать участие в официальных спортивных соревнованиях не ниже
уровня спортивных соревнований субъекта Российской Федерации, начиная
с четвертого года;
13
получить уровень спортивной квалификации (спортивный разряд),
необходимый для зачисления и перевода на этап совершенствования
спортивного мастерства.
3. На этапе совершенствования спортивного мастерства:
повышать
уровень
физической,
технической,
тактической,
теоретической
и психологической подготовленности;
соблюдать
режим
учебно-тренировочных
занятий
(включая
самостоятельную подготовку), спортивных мероприятий, восстановления и
питания;
приобрести знания и навыки оказания первой доврачебной помощи;
овладеть теоретическими знаниями о правилах вида спорта «легкая
атлетика»;
выполнить план индивидуальной подготовки;
закрепить и углубить знания антидопинговых правил;
соблюдать антидопинговые правила и не иметь их нарушений;
ежегодно выполнять контрольно-переводные нормативы (испытания)
по видам спортивной подготовки;
демонстрировать высокие спортивные результаты в официальных
спортивных соревнованиях;
показывать результаты, соответствующие присвоению спортивного
разряда «кандидат в мастера спорта» не реже одного раза в два года;
принимать участие в официальных спортивных соревнованиях не ниже
уровня межрегиональных спортивных соревнований;
получить уровень спортивной квалификации (спортивное звание),
необходимый для зачисления и перевода на этап высшего спортивного
мастерства.
4. На этапе высшего спортивного мастерства:
совершенствовать уровень общей физической и специальной
физической, технической, тактической, теоретической и психологической
подготовленности;
соблюдать
режим
учебно-тренировочных
занятий
(включая
самостоятельную подготовку), спортивных мероприятий, восстановления и
питания;
выполнить план индивидуальной подготовки;
знать и соблюдать антидопинговые правила, не иметь нарушений таких
правил;
ежегодно выполнять контрольно-переводные нормативы (испытания)
по видам спортивной подготовки;
принимать участие в официальных спортивных соревнованиях не ниже
уровня всероссийских спортивных соревнований;
14
показывать результаты, соответствующие присвоению спортивного
звания «мастер спорта России» или выполнять нормы и требования,
необходимые для присвоения спортивного звания «мастер спорта России
международного класса» не реже одного раза в два года;
достичь результатов уровня спортивной сборной команды субъекта
Российской Федерации и (или) спортивной сборной команды
Российской Федерации;
демонстрировать высокие спортивные результаты в межрегиональных,
всероссийских и международных официальных спортивных соревнованиях.
3.1. Аттестационные формы контроля учебно-тренировочного
процесса и оценочные материалы
Аттестация в спорте представляет собой систему контроля,
включающую дифференцированный и объективный мониторинг результатов
учебно-тренировочного процесса, соревновательной деятельности и уровня
подготовленности обучающихся. Контрольные занятия обеспечивают
текущий контроль, промежуточную и итоговую информацию об уровне и
результатах освоения программного материала спортивной подготовки
каждым отдельным обучающимся спортсменом, представленными
выполнением нормативных и квалификационных требований по годам и
этапам спортивной подготовки.
Оценочный материал представлен комплексами контрольных
упражнений для оценки общей физической, специальной физической,
технической, тактической
подготовки лиц, проходящих спортивную
подготовку по дополнительным образовательным программам спортивной
подготовки.
Обязательное контрольное тестирование включает:
1. нормативы по общей физической подготовке, основанные на
требованиях федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта
«лёгкая атлетика»;
2. контроль выполнения квалификационных требований обучающимся
соответствующего года учебно-тренировочного этапа проводится с учетом
приложения № 5 к программе «Аттестационные формы контроля учебнотренировочного процесса и оценочные материалы».
3.2. Нормативы физической подготовки и иные спортивные
нормативы с учетом возраста, пола лиц, проходящих спортивную
подготовку, особенностей вида спорта «легкая атлетика»
(спортивных дисциплин), уровень спортивной квалификации таких
лиц (спортивные разряды и спортивные звания).
15
Нормативы физической подготовки и иные спортивные нормативы
обучающихся на этапах спортивной подготовки, уровень спортивной
квалификации таких лиц (спортивные разряды и спортивные звания)
учитывают их возраст, пол, а также особенности вида спорта «легкая
атлетика» и регламентированы Федеральным стандартом спортивной
подготовки по виду спорта легкая атлетика».
IV. Рабочая программа по виду спорта лёгкая атлетика
бег на короткие и средние дистанции.
4.1. Программный материал для практических занятий по каждому
этапу подготовки с разбивкой на периоды подготовки.
Программный материал состоит из 8 основных разделов:
теоретическая, общая физическая, специальная физическая и техническая
подготовка,
медико-биологический
контроль,
воспитательная
и
психологическая
подготовка,
восстановительные
мероприятия
и
инструкторско-судейская практика.
Основные задачи на этапах подготовки
Задачи на этапах подготовки
Компонент
Этап
УчебноЭтап совершенствования
ы системы
начальной тренировочный этап спортивного мастерства,
подготовки
подготовки
(этап спортивной
высшего спортивного
специализации)
мастерства
Совершенствование
знаний о системе
подготовке (вопросы
Создать
применения средств и
Создать
представление о
Теоретичес
методов тренировки,
представлени системе подготовке
кая
анализ эффективности
е о системе
и контроле за
подготовка
тренировки,
занятий
состоянием
медицинский
спортсмена
психологический и
педагогический
контроль).
Заложить
Индивидуализировать
базу
Заложить базу СФП ОФП
всестороннег путем
и СФП с
Физическая
о
использования
преимущественным
подготовка
физического специальных
развитием групп
развития на
упражнений
участвующих в
основе
реализации технических
16
широкого
применения
средств ОФП
Овладеть
Техническа основами
я
техники
подготовка видов легкой
атлетики
Определение
состояния
Медикоздоровья и
биологичес
уровня
кий
развития
контроль
физических
качеств
Создание
коллектива
Воспитател
занимающих
ьная работа
ся и их
и
нацеливание
психологич
на
еская
достижение
подготовка
поставленны
х задач
Создать
представлени
Восстанови
ео
тельные
восстановите
средства
льных
средствах
Инструктор
ская и
судейская
практика
действий
Совершенствовать
технику видов
легкой атлетики
Совершенствовать
технику избранного вида
легкой атлетики
Определение
развитие
функциональных
систем организма
учащихся
Определение уровня
физической и
функциональной
подготовленности
Воспитание
морально-волевых
качеств и
индивидуальное
определение целей
и задач на этап
подготовки
Воспитание
специальных
профессиональных
навыков и поведения на
соревнованиях для
достижения высших
спортивных результатов
Добиться
применение
восстановительных
мероприятий
согласно периодам
годичной
подготовки
Привлечение в
качестве
помощника тренера
для проведения
занятий и
соревнований на
этапе начальной
подготовки.
Судейство: Знать
Использовать все
необходимые
восстановительные
средства для достижения
высоких спортивных
результатов
Регулярное привлечение
в качестве помощника
тренера для проведения
занятий и соревнований
в группах начальной
подготовки и
тренировочных группах.
Умение самостоятельно
проводить разминку;
17
правила
соревнований;
привлекать для
проведения занятий
и соревнований в
младших
возрастных группах,
к судейству
городских
соревнований.
составлять комплексы
упражнений
тренировочных занятий,
грамотно вести записи
выполненных
тренировочных
нагрузок.
Судейство: Знать
правила соревнований;
проведение занятий и
соревнований в
младших возрастных
группах, ДЮСШ, к
судейству городских и
краевых соревнований.
Выполнение
необходимых
требований для
присвоения звания
инструктора и судьи по
спорту.
На этапах спортивного совершенствования и высшего спортивного
мастерства тренеры Учреждения используют различный программный
материал, на основе которого составляются индивидуальные планы
спортивной подготовки спортсменов. Программный материал зависит от
вида легкой атлетики, в котором специализируется каждый конкретный
спортсмен, уровня сто квалификации и от поставленных задач на данный
спортивный сезон. Одни и те же средства подготовки, составляющие
программный материал для практических занятий, могут использоваться как
на этапе спортивного совершенствования мастерства, так и на этапе высшего
спортивного мастерства. Основное различие состоит в объеме и
интенсивности используемых средств.
Необходимо учитывать, что использование средств спортивной
подготовки, зависит и от периода подготовки. Очевидно, что в
подготовительном и соревновательном периодах используются либо
различные средства подготовки, либо существенно изменяются их объем
и/или интенсивность.
4.1.1. Программный материал для спринтерского бега.
18
При планировании подготовки юных бегунов на короткие дистанции в
годичном цикле необходимо придерживаться следующей периодизации. С
началом подготовительного периода на общеподготовительном этапе
должны решаться задачи:
- повышение уровня разносторонней и специальной физической
подготовленности спортсменов;
- укрепление опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы
в основном средствами ОФП (кроссовый бег, подвижные и спортивные игры,
общеразвивающие гимнастические и акробатические упражнения, другие
дисциплины легкой атлетики - прыжки в длину и высоту, толкание ядра,
барьерный бег).
В специально-подготовительном этапе определяются следующие
задачи:
дальнейшее
повышение
уровня
специальной
физической
работоспособности;
- развитие скоростных, скоростно-силовых качеств и скоростной
выносливости.
В первом соревновательном периоде ставятся такие задачи: совершенствование техники спринтерского бега;
- улучшение спортивного результата прошлого сезона на 1-2%; Для решения
этих задач спортсмен участвует в 5-6 соревнованиях при значительном
снижении общего объема тренировочных нагрузок.
Во втором подготовительном периоде на общеподготовительном этапе
основными задачами будут:
- дальнейшее развитие силовых и скоростно-силовых качеств, главным
образом средствами ОФП. - развитие общей выносливости. Увеличивается и
возрастает применение средств ОФП, возрастает их интенсивность.
Специально-подготовительный этап решает следующие задачи:
- совершенствование техники спринтерского бега с низкого старта,
- повышение уровня скоростных, скоростно-силовых качеств и уровня
специальной выносливости.
На раннем соревновательном этапе ставятся задачи:
- совершенствование техники спринтерского бега в условиях соревнований;
- улучшение спортивного результата прошлого года на своих дистанциях на
2-3%. Спортсмен-спринтер должен участвовать в 4-5 соревнованиях.
В середине соревновательного периода целесообразно ввести
специализированный подготовительный этап (4 недели). Это делается для
повышения уровня силовых и скоростно-силовых качеств и подготовки к
этапу основных соревнований сезона.
На заключительном этапе основных соревнований решаются
следующие задачи:
19
- достижение наивысшего уровня специальной работоспособности;
- улучшение спортивного результата на 5-6% по сравнению с прошлым
годом;
- выполнение нормативных показателей по ОФП и СФП.
4.1.2.Программный материал для бега на средние и длинные дистанции.
Планирование тренировки бегунов на средние и длинные дистанции
осуществляется с учетом следующих методических положений:
- традиционной периодизации подготовки легкоатлетов;
- правильного распределения задач в годичном цикле и многолетнем плане;
- соответствия основных средств и методов подготовки задачам текущего
года;
- динамика физической и функциональной подготовленности;
- основных принципов распределения тренировочных и соревновательных
нагрузок в годичном цикле.
Планирование годичного цикла подготовки бегунов на этапах
углубленной
специализированной
подготовки
осуществляется
по
«сдвоенному» циклу. Каждый подготовительный и соревновательный
периоды разделяются на два этапа: в первом случае - общеподготовительный
(базовый) и специально подготовительный, во втором - ранний
соревновательный и основных соревнований. Годичный цикл подготовки
заканчивается переходным периодом. При планировании тренировки юных
бегунов на средние и длинные дистанции на тренировочном этапе 3-го, 4-го,
5-го годов обучения (углубленная специализация) в подготовительном
периоде средствами ОФП решаются задачи дальнейшего повышения уровня
разносторонней физической и функциональной подготовленности,
укрепление опорно-двигательного аппарата. На этапе зимних соревнований
ставятся
задачи
повышения
уровня
специальной
физической
работоспособности, развития скоростных качеств и специальной
выносливости, участия в 4-6 соревнованиях при незначительном снижении
общего объема тренировочных нагрузок. Во втором подготовительном
периоде решаются задачи дальнейшего развития общей и специальной
выносливости, силовых и скоростно-силовых качеств, повышения уровня
функциональной подготовленности. На предсоревновательном этапе
ставится задача повышения уровня работоспособности, скоростных
возможностей и специальной выносливости. В летнем соревновательном
периоде, на первом этапе ставится задача улучшения спортивного результата
прошлого сезона в беге на основной и смежных дистанциях. На
заключительном этапе - достижение наивысшего уровня специальной
работоспособности и спортивного результата на основной дистанции, а
также выполнения контрольно-переводных нормативов.
20
V. Особенности осуществления спортивной подготовки по отдельным
спортивным дисциплинам вида сорта «лёгкая атлетика».
1. Особенности осуществления спортивной подготовки в указанных
спортивных дисциплинах вида спорта легкая атлетика учитываются при:
- составлении планов подготовки, начиная с тренировочного этапа
(этапа спортивной специализации);
- составлении плана физкультурный мероприятий и спортивных
мероприятий.
2. Тренировочный процесс, ведется в соответствии с годовым
тренировочным планом, рассчитанным на 52 недели.
3. Работа по индивидуальны планам спортивной подготовки может
осуществляется на этапах совершенствования спортивного мастерства и
высшего спортивного мастерства, а также на всех этапах спортивной
подготовки в период проведения учебно-тренировочных мероприятий и
участия в спортивных соревнованиях.
4.
Для
проведения
тренировочных
занятий
на
этапах
совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного
мастерства кроме основного тренера по может привлекается дополнительно
второй тренер по общефизической и специальной физической подготовке
при условии их одновременной работы с лицами, проходящими спортивную
подготовку.
5. В соответствии с перечнем тренировочных мероприятий, для лиц,
проходящих спортивную подготовку, при участии лиц, ее осуществляющих,
проводятся тренировочные мероприятия, являющиеся составной частью
тренировочного процесса. Тренировочные мероприятия проводятся, в том
числе, с целью обеспечения непрерывности тренировочного процесса,
периода восстановления, подготовки к спортивным соревнованиям.
6. Порядок и сроки формирования групп на каждом этапе спортивной
подготовки, с учетом особенностей вида спорта "легкая атлетика" и его
спортивных дисциплин определяются организациями, осуществляющими
спортивную подготовку, самостоятельно.
7. Для зачисления и перевода в группы на этапах спортивной
подготовки необходимо наличие:
- на тренировочном этапе (этапе спортивной специализации) спортивного разряда "третий юношеский спортивный разряд";
- на этапе совершенствования спортивного мастерства - спортивного
разряда "кандидат в мастера спорта";
- на этапе высшего спортивного мастерства - спортивного звания
"мастер спорта России".
8. Лицам, проходящим спортивную подготовку, не выполнившим
требования к результатам реализации Программы на соответствующем этапе
21
и не зачисленным на следующий этап, может быть предоставлена
возможность продолжить спортивную подготовку на том же этапе
спортивной подготовки. Порядок и кратность повторного прохождения
спортивной подготовки определяется организациями, осуществляющими
спортивную подготовку, самостоятельно.
9. Допускается одновременное проведение тренировочных занятий с
лицами, проходящими спортивную подготовку в группах на разных этапах
спортивной подготовки, если:
- объединенная группа состоит из лиц, проходящих спортивную
подготовку на этапе начальной подготовки и тренировочном этапе (этапе
спортивной специализации) первого и второго года спортивной подготовки;
- объединенная группа состоит из лиц, проходящих спортивную
подготовку на тренировочном этапе (этапе спортивной специализации) с
третьего по пятый год спортивной подготовки и этапе совершенствования
спортивного мастерства;
- объединенная группа состоит из лиц, проходящих спортивную
подготовку на этапе совершенствования спортивного мастерства и высшего
спортивного мастерства.
При этом должны быть соблюдены все нижеперечисленные условия:
- не превышена единовременная пропускная способность спортивного
сооружения;
- не превышен максимальный количественный состав объединенной
группы (максимальный количественный состав объединенной группы
определяется по группе, имеющей меньший показатель наполняемости
согласно Программе).
10. В целях сохранения жизни и здоровья лиц, проходящих спортивную
подготовку, меры безопасности при проведении тренировочных занятий и
спортивных соревнований должны обеспечиваться с учетом особенностей
вида спорта "легкая атлетика".
VI. Условия реализации дополнительной образовательной программы
спортивной подготовки.
6.1. Материально-технические условия реализации программы
спортивной подготовки по «лёгкой атлетике».
Требования к материально-технической базе и инфраструктуре
организаций, осуществляющих спортивную подготовку, и иным условиям:
- обеспечение (в том числе на основании договоров, заключенных в
соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации,
существенным
условием
которых
является
право
пользования
соответствующей материально-технической базой и/или объектом
инфраструктуры) наличия:
22
- беговой дорожки;
- места для прыжков, состоящего из дорожки (сектора) для разбега и места
(ямы) для приземления;
- места для метания (толкания), состоящего из площадки (на которой
расположен круг, ограниченный кольцом) или дорожки для разбега, с
которых производится бросок (толчок), и сектора или коридора для
приземления снарядов;
- тренировочного спортивного зала;
- тренажерного зала;
- раздевалок, душевых;
- обеспечение оборудованием и спортивным инвентарем, необходимыми для
осуществления спортивной подготовки (Приложение № 10 к федеральному
стандарту);
- обеспечение спортивной экипировкой (Приложение № 11 к федеральному
стандарту);
- обеспечение проезда к месту проведения спортивных мероприятий и
обратно;
- обеспечение питанием и проживанием в период проведения спортивных
мероприятий;
- осуществление медицинского обеспечения лиц, проходящих спортивную
подготовку, в том числе организацию систематического медицинского
контроля, за счет средств, выделяемых организации, осуществляющей
спортивную подготовку, на выполнение государственного (муниципального)
задания на оказание услуг по спортивной подготовке либо получаемых по
договору об оказании услуг по спортивной подготовке.
6.2. Кадровые условия реализации Программы.
Уровень квалификации лиц, осуществляющих спортивную подготовку,
должен соответствовать требованиям, определенным Приказом от 24 декабря
2020 года N 952н «Об утверждении профессионального стандарта «Тренерпреподаватель».
6.3. Перечень информационного обеспечения Программы.
Информационное
обеспечение
деятельности
Организации
–
многогранный процесс, направленный на решение профессиональных,
организационных
и
воспитательных
задач,
формирование
и
структурирование
информационного
пространства
Организации
с
использованием всей совокупности информационных ресурсов и
информационных технологий в целях гармонизации спортивной и
образовательной деятельности.
Перечень информационного обеспечения:
23
1. Алабин В.Г., Кривоносов М.П. Тренажеры и специальные
упражнения в легкой атлетике. М.: ФиС. 1982.
2. Арутюнян Т. Метание гранаты. Метод. газ. «Спорт в школе». № 7.
2006.
3. Бектурганова Н.И., Эрмешов Н.Д. Влияние личностных качеств
тренера и спортсменов на эффективность межличностных отношений //
Вестник физической культуры и спорта. - 2016. - № 3.
4. Ветренко А.А., Шабанов А.В. Особенности специальной физической
подготовки в легкой атлетике // Проблемы и перспективы развития
образования в России. - 2014. - № 26.
5. Гойхман П.М., Трофимов О.Н. Легкая атлетика в школе. М.: ФиС.
1972.
6. Должиков И.Н. Бег на длинные дистанции (для школы) //
Физкультура в школе. № 6. 2006. С.36.
7. Жилкин А.И., Кузьмин В.С., Сидорчук Е.В. Легкая атлетика: учеб.
пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. 2-е издание. М.: изд-во
«Академия». 2005.
8. Машковцев А. Соревнования по легкой атлетике в малокомплектной
школе. метод. газ. «Спорт в школе». № 19. 2005. С.16.
9. Мехрикадзе, В. В. Барьерный бег : техника и методика обучения :
учеб.- метод, пособие для студентов, обучающихся в унив. физ. культуры,
фак. физ. воспитания и общеунив. каф. физ. воспитания и спорта / В. В.
Мехрикадзе, Л. А. Черенева; Российский гос. социальный университет. М„ 2008. - 78 с.
10. Мехрикадзе, В. В. Метание копья : пособие / В. В. Мехрикадзе, Э.
II. Позюбанов, Б. В. Ермолаев. - Минск : БГУФК, 2010. — 35 с.
11. Мехрикадзе, В. В. Толкание ядра : пособие / В. В. Мехрикадзе, Э. II.
Позюбанов, Л. И. Мальцева. — Минск : БГУФК, 2010. — 32 с.
12. Мехрикадзе, В. В. Прыжки в высоту : пособие / В. В. Мехрикадзе [и
др.]. - Минск : БГУФК, 2011. - 33 с.
13. Озолин Н.Г., Воронкин В.И. Легкая атлетика: учебник для
институтов физической культуры. М.: ФиС. 1989.
14. Орлов, Р. В. Легкая атлетика / Р.В. Орлов. - М.: Олимпия Пресс,
2006. - 528 c.
15. Питер, Питер ДЖ. Томпсон Л. Томпсон Введение в теорию
тренировки. Официальное руководство ИААФ по обучению легкой
атлетике / Питер ДЖ. Питер Л. Томпсон Томпсон. - М.: Человек, 2014. 192 c.
6.4. Требования к технике безопасности в условиях учебнотренировочных занятий.
Учебно-тренировочные занятия, физкультурные и спортивные
мероприятия разрешается проводить:
24
- при условии наличия соответствующей квалификации тренерскопреподавательского состава, медицинского и иного персонала;
- при наличии медицинского допуска у обучающихся к физкультурноспортивным занятиям;
- при соответствии спортивной экипировки санитарно-гигиеническим
нормам, правилам спортивных соревнований и методике учебнотренировочного процесса;
- при соответствии мест проведения учебно-тренировочного процесса,
спортивных соревнований, физкультурных и спортивных мероприятий
санитарным нормам и условиям безопасности;
- при условии готовности места проведения, инвентаря и оборудования к
конкретному мероприятию;
- при ознакомлении каждого обучающегося с правилами техники
безопасности.
25
Приложение № 1
Таблица 1
№
п\п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Виды спортивной
подготовки и иные
мероприятия
Годовой учебно-тренировочный план
Этапы и годы подготовки
Этап начальной
Учебно-тренировочный
Э тап
подготовки
этап (этап спортивной
совершенство
специализации)
вания
До года
Свыше года До трёх лет Свыше трёх спортивного
мастерства
лет
Для спортивной дисциплины бег на короткие дистанции
Общая физическая
17-32
15-20
подготовка (%).
20-75
21-72
Специальная физическая
21-23
24-27
подготовка (%).
Участие в спортивных
1-2
2-4
3-6
соревнованиях (%).
Техническая подготовка
12-15
13-16
20-24
21-26
(%).
Тактическая,
теоретическая,
5-8
5-8
6-9
7-10
психологическая
подготовка (%).
Инструкторская и
2-4
3-6
судейская практика (%).
Медицинские, медикобиологические,
восстановительные
1-2
1-2
2-4
3-5
мероприятия, тестирование
и контроль (%).
Для спортивных дисциплин бег на средние и длинные дистанции
Э тап
высшего
спортивного
мастерства
12-17
11-16
24-27
25-28
4-7
5-8
22-27
22-27
8-11
8-11
3-6
3-4
3-5
4-6
26
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Общая физическая
подготовка (%).
Специальная физическая
подготовка (%).
Участие в спортивных
соревнованиях (%).
Техническая подготовка
(%).
Тактическая,
теоретическая,
психологическая
подготовка (%).
Инструкторская и
судейская практика (%).
Медицинские, медикобиологические,
восстановительные
мероприятия, тестирование
и контроль (%).
20-75
40-50
30-41
10-20
8-17
10-12
12-15
25-30
29-34
21-72
-
1-2
2-4
3-6
4-7
5-8
12-15
13-16
14-18
15-20
17-22
13-17
5-8
5-8
6-9
7-10
8-11
8-11
-
-
1-3
2-4
3-5
3-6
1-2
1-2
2-4
2-4
3-5
5-7
Таблица 2
Этап
спортивной
подготовки
Учебно-тематический план
Темы по теоретической
Объем
Сроки
Краткое содержание
подготовке
времени проведен
в год
ия
(минут)
Всего на этапе начальной подготовки до одного года обучения/ свыше одного года обучения:
120-180
История возникновения вида
13-20
сентябрь Зарождение и развитие вида спорта.
спорта и его развитие
Автобиографии выдающихся спортсменов.
Чемпионы и призеры Олимпийских игр.
27
Физическая культура – важное
средство физического развития и
укрепления здоровья человека
13-20
октябрь
Гигиенические основы
физической культуры и спорта,
гигиена обучающихся при
занятиях физической культурой и
спортом
Закаливание организма
13-20
ноябрь
13-20
декабрь
Самоконтроль в процессе занятий
физической культуры и спортом
13-20
январь
Теоретические основы обучения
базовым элементам техники и
тактики вида спорта
Теоретические основы судейства.
Правила вида спорта
14-20
май
14-20
июнь
Понятие о физической культуре и спорте.
Формы физической культуры. Физическая
культура
как
средство
воспитания
трудолюбия,
организованности,
воли,
нравственных качеств и жизненно важных
умений и навыков.
Понятие о гигиене и санитарии. Уход за
телом,
полостью
рта
и
зубами.
Гигиенические требования к одежде и
обуви. Соблюдение гигиены на спортивных
объектах.
Знания и основные правила закаливания.
Закаливание воздухом, водой, солнцем.
Закаливание на занятиях физической
культуры и спортом.
Ознакомление с понятием о самоконтроле
при занятиях физической культурой и
спортом. Дневник самоконтроля. Его
формы
и
содержание.
Понятие
о
травматизме.
Понятие о технических элементах вида
спорта. Теоретические знания по технике
их выполнения.
Понятийность. Классификация спортивных
соревнований.
Команды
(жесты)
спортивных
судей.
Положение
о
спортивном
соревновании.
Организационная работа по подготовке
спортивных соревнований. Состав и
обязанности спортивных судейских бригад.
Обязанности
и
права
участников
28
спортивных соревнований. Система зачета
в спортивных соревнованиях по виду
спорта.
Режим дня и питание
14-20
август
Расписание
учебно-тренировочного
и
обучающихся
учебного процесса. Роль питания в
жизнедеятельности.
Рациональное,
сбалансированное питание.
Оборудование и спортивный
ноябрь- Правила эксплуатации и безопасного
инвентарь по виду спорта
май
использования оборудования и спортивного
инвентаря.
УчебноВсего на учебно-тренировочном этапе до трех лет обучения/ свыше трех лет обучения:600-960
тренировочный
Роль и место физической
70-107 сентябрь Физическая культура и спорт как
этап (этап
культуры в формировании
социальные феномены. Спорт – явление
спортивной
личностных качеств
культурной жизни. Роль физической
специализации)
культуры в формировании личностных
качеств человека. Воспитание волевых
качеств, уверенности в собственных силах.
История возникновения
70-107
октябрь Зарождение
олимпийского
движения.
олимпийского движения
Возрождение
олимпийской
идеи.
Международный Олимпийский комитет
(МОК).
Режим дня и питание
70-107
ноябрь Расписание
учебно-тренировочного
и
обучающихся
учебного процесса. Роль питания в
подготовке обучающихся к спортивным
соревнованиям.
Рациональное,
сбалансированное питание.
Физиологические основы
70-107
декабрь Спортивная физиология. Классификация
физической культуры
различных видов мышечной деятельности.
Физиологическая
характеристика
состояний организма при спортивной
деятельности. Физиологические механизмы
29
Учет соревновательной
деятельности, самоанализ
обучающегося
Теоретические основы техникотактической подготовки. Основы
техники вида спорта
70-107
Психологическая подготовка
60-106
Оборудование, спортивный
инвентарь и экипировка по виду
спорта
60-106
Правила вида спорта
60-106
70-107
развития двигательных навыков.
январь Структура
и
содержание
Дневника
обучающегося. Классификация и типы
спортивных соревнований.
май
Понятийность. Спортивная техника и
тактика. Двигательные представления.
Методика обучения. Метод использования
слова. Значение рациональной техники в
достижении
высокого
спортивного
результата.
сентябрь- Характеристика
психологической
апрель подготовки.
Общая
психологическая
подготовка. Базовые волевые качества
личности. Системные волевые качества
личности.
декабрь- Классификация спортивного инвентаря и
май
экипировки для вида спорта, подготовка к
эксплуатации, уход и хранение. Подготовка
инвентаря и экипировки к спортивным
соревнованиям.
декабрь- Деление участников по возрасту и полу.
май
Права
и
обязанности
участников
спортивных
соревнований.
Правила
поведения при участии в спортивных
соревнованиях.
Приложение № 2
30
Таблица №1
Календарный учебно-тренировочный график
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Раздел
подготовки
Теоретическая
подготовка
Практические
занятия
Общая
физическая
подготовка
Спец. физическая
подготовка
Техническая и
тактическая
подготовка
Психологическая
подготовка
Соревновательная
деятельность
Аттестация
Медицинское
обследование
Итого:
Этап начальной подготовки (до 3 лет)
XI
XII
I
II
III
IV
V
VI
VII
VIII
Всего
часов
IX
X
1
1
1
1
1
1
1
1
1
8
10
10
10
10
10
10
10
8
8
7
6
107
4
4
4
5
5
5
5
5
5
4
4
4
54
9
10
10
10
10
9
9
9
9
10
10
10
115
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
12
9
Согласно календарю соревнований
8
2
2
1
1
27
26
26
27
27
27
27
27
28
4
24
23
1
3
23
312
Таблица №2
Календарный учебно-тренировочный график
31
Учебно-тренировочный этап (до 5 лет)
№
1
2
3
4
5
6
7
8
Раздел
подготовки
Теоретическая
подготовка
Общая
физическая
подготовка
Спец. физическая
подготовка
Техническая и
тактическая
подготовка
Психологическая
подготовка
Инструкторская и
судейская
практика
Соревновательная
деятельность
Аттестация
Медицинское
обследование
Итого:
IX
X
XI
XII
I
II
III
IV
V
VI
VII
VIII
Всего
часов
1
1
2
1
2
2
2
1
2
1
2
1
18
36
34
32
33
31
35
35
30
28
28
43
43
408
6
14
16
16
17
13
13
18
17
21
6
4
161
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
12
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
9
2
Согласно календарю соревнований
2
26
2
4
4
52
52
52
52
52
52
52
52
52
7
52
52
1
5
52
624
32
Приложение №3
Календарный план воспитательной работы
№
п\п
1
1.1.
Направление
работы
Судейская
практика
1.2. Инструкторская
практика
2.
2.1
2.2.
Медикобиологическое
исследование
Режим питания
и отдыха
Мероприятия
Профориентационная деятельность
Участие в спортивных соревнованиях различного уровня, в рамках которых
предусмотрено:
- практическое и теоретическое изучение и применение правил вида спорта
и терминологии, принятой в виде спорта;
- приобретение навыков судейства и проведения спортивных соревнований
в качестве помощника спортивного судьи и (или) помощника секретаря
спортивных соревнований;
- приобретение навыков самостоятельного судейства спортивных
соревнований;
- формирование уважительного отношения к решениям спортивных судей;
Учебно-тренировочные занятия, в рамках которых предусмотрено:
- освоение навыков организации и проведения учебно-тренировочных
занятий в качестве помощника тренера-преподавателя, инструктора;
- составление конспекта учебно-тренировочного занятия в соответствии с
поставленной задачей;
- формирование навыков наставничества;- формирование сознательного
отношения к учебно-тренировочному и соревновательному процессам;
- формирование склонности к педагогической работе;
. Здоровье сбережение
Исследование организма спортсмена после/до тренировочной и
соревновательной деятельности
Сроки
проведения
Учебнотренировочный
график
Режим учебнотренировочного
процесса
Учебнотренировочный
график
Практическая деятельность и восстановительные процессы обучающихся:
Режим учебно- формирование навыков правильного режима дня с учетом спортивного тренировочного
33
режима (продолжительности учебно-тренировочного процесса, периодов
процесса
сна, отдыха, восстановительных мероприятий после тренировки,
оптимальное питание, профилактика переутомления и травм, поддержка
физических кондиций, знание способов закаливания и укрепления
иммунитета);
3.
Патриотическое воспитание спортсменов
3.1. Теоретическая Беседы, встречи, диспуты, другие
Учебноподготовка
мероприятия с приглашением именитых спортсменов, тренеров и ветеранов тренировочный
спорта с обучающимися и иные мероприятия, определяемые организацией,
график
реализующей дополнительную образовательную программу спортивной
подготовки
3.2. Практическая Участие в:
Учебноподготовка
- физкультурных и спортивно-массовых мероприятиях, спортивных тренировочный
соревнованиях, в том числе в парадах, церемониях открытия (закрытия), график, режим
награждения на указанных мероприятиях;
учебно- тематических физкультурно-спортивных
тренировочного
праздниках, организуемых в том числе организацией, реализующей
процесса
дополнительные образовательные программы спортивной подготовки;
4.
Развитие творческого мышления
4.1. Практическая Семинары, мастер-классы, показательные выступления для обучающихся, В течение года
подготовка
направленные на:
(формирование - формирование умений и навыков, способствующих достижению
умений и
спортивных результатов;
навыков,
- развитие навыков юных спортсменов и их мотивации к формированию
способствующих культуры спортивного поведения, воспитания толерантности и
достижению
взаимоуважения;
спортивных
- правомерное поведение болельщиков;
результатов)
- расширение общего кругозора юных спортсменов;
34
Приложение № 4
План мероприятий, направленный на предотвращение допинга в спорте и борьбу с ним
Этап
спортивной
подготовки
Начальной
подготовки
Содержание мероприятия и его форма
Веселые старты
«Честная игра»
Теоретическое
занятие
«Ценности
Честная игра»
спорта.
Антидопинговая
«Играй честно»
викторина
Онлайн обучение на сайте РУСАДА
Семинар
тренеров
Рекомендации по проведению мероприятий
1-2 раза в
год
Проверка
лекарственных
препаратов
(знакомство с международным стандартом
«Запрещенный список»)
Родительское
собрание
Сроки
проведения
«Роль
родителей
в
процессе формирования
антидопинговой
культуры»
«Виды
нарушений
для антидопинговых
правил», «Роль тренера и
родителей в процессе
Составление
отчета
о
проведении
мероприятия:
сценарий/программа,
фото/видео
1 раза в год Согласовать
с
ответственным
за
антидопинговое обеспечение в регионе
1 раз в
Научить юных спортсменов проверять
месяц
лекарственные препараты через сервисы по
проверке препаратов в виде домашнего
задания (тренер называет спортсмену 2-3
лекарственных
препарата
для
самостоятельной проверки дома).
По
Проведение
викторины
на
крупных
назначению спортивных мероприятиях в регионе
1 раз в год
Прохождение
онлайн-курса
–
это
неотъемлемая
часть
системы
антидопингового образования.
1-2 раза в Включить в повестку дня родительского
год
собрания
вопрос
по
антидопингу.
Использовать памятки для родителей.
Научить родителей пользоваться сервисом по
проверке препаратов
1-2 раза в
Согласовать с ответственным за
год
антидопинговое обеспечение в субъекте
Российской Федерации
35
формирования
антидопинговой
культуры»
Учебно1-2 раза в
тренировочн Веселые старты «Честная игра»
год
ый этап
(этап
1 раз в год
спортивной Онлайн обучение на сайте РУСАДА
специализац
ии)
Антидопинговая
По
«Играй честно»
викторина
назначению
«Виды
нарушений 1-2 раза в
Семинар
для
антидопинговых правил»
год
спортсменов и
«Проверка
тренеров
лекарственных средств»
1-2 раза в
«Роль
родителей
в
год
Родительское
процессе формирования
собрание
антидопинговой
культуры»
Этапы
1 раз в год
совершенств Онлайн обучение на сайте РУСАДА
ова ния
спортивного
«Виды
нарушений 1-2 раза в
мастерства и
антидопинговых правил»
год
высшего
«Процедура
Семинар
спортивного
допингконтроля»
мастерства
«Подача запроса на ТИ»
«Система АДАМС»
Предоставление
отчета
о
проведении
мероприятия:
сценарий/программа,
фото/видео.
Прохождение
онлайн-курса
–
это
неотъемлемая
часть
системы
антидопингового образования.
Проведение
викторины
на
крупных
спортивных мероприятиях в регионе
Согласовать
с
ответственным
за
антидопинговое обеспечение в субъекте
Российской Федерации
Включить в повестку дня родительского
собрания
вопрос
по
антидопингу.
Использовать памятки для родителей.
Научить родителей пользоваться сервисом по
проверке препаратов
Прохождение
онлайн-курса
–
это
неотъемлемая
часть
системы
антидопингового образования.
Согласовать
с
ответственным
за
антидопинговое обеспечение в субъекте
Российской Федерации
36
Приложение № 5
Аттестационные формы контроля учебно-тренировочного процесса и оценочные материалы
№
п\п
Формы аттестации
1.
Контрольные тесты
2.
Медико-биологические
исследования
3.
Собеседования
4.
Переводные нормативы
5.
Просмотровые сборы
Оценочные материалы
Протокол
Заключения
Протокол Комиссии
Протокол
Заключение тренера, Комиссии
Примечание
Форма, разработанная Организацией и
включающая тесты из Рабочей программы
тренера - преподавателя
Выдается Заключения медицинским центром
по всем видам исследования
Проводится
по
итогам
учебнотренировочного года или полугодий
Проводятся только для этапов начальной
подготовки и учебно-тренировочного этапа
(этапа спортивной специализации) до трех
лет, не имеющих спортивных разрядов
Проводятся при отборе детей на этапы
спортивной подготовки , а также одаренных и
способных детей перешедших из других
видов спорта или поздно ориентированных на
занятия спортом
37