СОДЕРЖАНИЕ:
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
1. Пояснительная записка
2. Структура деятельности педагогического коллектива по реализации
задач программы
3. Основная часть
3.1. Формы и методы работы с одарёнными и мотивированными
обучающимися
3.2. Этапы реализации программы
4. План мероприятий по реализации программы работы со спортивно
одаренными детьми в МАУ ДО ДЮСШ «Олимп»
5. Заключительная часть
6. Список используемой литературы
3
4
8
9
9
10
12
14
14
2
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы
Основание для разработки
Программа работы со спортивно одаренными детьми в
МАУ ДО ДЮСШ «Олимп»
- Федеральный закон от 04.12.2007 года № 329-ФЗ
«О физической культуре и спорте в Российской
Федерации;
- Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 24.07.1998г. №124-ФЗ «Об
основных гарантиях прав ребенка в Российской
Федерации»;
- Приоритетный национальный проект «Образование»;
-Федеральная целевая программа развития образования;
-Национальная образовательная инициатива «Наша новая
школа».
- Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 18.04.2016г. №424 «Об утверждении
Порядка формирования и ведения государственного
информационного ресурса о детях, проявившихся
выдающиеся способности»;
- Постановление Российской Федерации от 17.11.2015г.
№1239 «Об утверждении Правил выявления детей,
проявившихся выдающиеся способности, сопровождения
мониторинга их дальнейшего развития»;
- Государственная программа Свердловской области
«Развитие системы образования в Свердловской области
до
2024
года»,
утвержденная
постановлением
Правительства Свердловской области от 29.12.2016 №
919-ПП ПРОЕКТ «Успех каждого ребенка»
- Муниципальная программа «Развитие системы
образования в городском округе Рефтинский до 2024
года», утвержденная постановлением главы городского
округа Рефтинский от 29.12.2018 года № 957
- Устав МАУ ДО ДЮСШ «Олимп»;
- Программа развития МАУ ДО ДЮСШ «Олимп».
Цель Программы
Создать условия для выявления, поддержки и развития
спортивно
одаренных
детей,
их
самореализации,
профессионального самоопределения в соответствии со
способностями.
Задачи Программы
1. Проведение диагностического обследования детей на
предмет выявления одаренности, определение их
творческого потенциала, интересов и способностей (на
всех возрастных ступенях).
2. Создание базы данных ОД в рамках Программы.
3. Поддержание многоуровневой и многофункциональной
обогащенной образовательной среды, обеспечивающей
развитие одаренных детей и предъявления их
достижений.
4. Обеспечение необходимыми нормативно-правовыми,
3
Сроки реализации
Программы
Ожидаемые результаты
реализации Программы
финансово-экономическими,
материальнотехническими, научно-методическими, кадровыми и
информационными ресурсами работы с одаренными
детьми.
2022 – 2025 г.г.
1. Увеличение количества спортивно одарённых детей,
через участие в разнообразных видах и формах
спортивной
деятельности
состязательного
и
творческого характера, организуемых на различных
уровнях.
2. Положительная динамика процента участников и
призеров в соревнованиях различного уровня.
3. Наличие пакета нормативных правовых документов,
регламентирующих работу с одаренными детьми.
4. Увеличение доли педагогических работников,
прошедших специальную подготовку и обладающих
необходимой квалификацией для организации работы с
одаренными детьми.
5. Востребованность выпускников со специальной
одаренностью в профессиональных образовательных
учреждениях.
1. Пояснительная записка
В МАУ ДО ДЮСШ «Олимп» накоплен определённый опыт работы по развитию и
поддержке спортивного потенциала обучающихся. В учреждении ведется необходимая
работа по выявлению, обучению и воспитанию одарённых и мотивированных детей
путём создания условий в образовательном процессе для развития и реализации их
спортивного и творческого потенциала. Это дает возможность не потерять одарённых
детей, и продолжить им занятия спортом в профильных учебных заведениях.
Программное и нормативное обеспечение деятельности по работе с одаренными
детьми осуществляется на основании планов учебно-воспитательной работы
Учреждения, отделения по виду спорта, перспективного планирования, воспитательной
системы и программы развития МАУ ДО ДЮСШ «Олимп».
Накопленный опыт позволяет систематизировать деятельность в этом направлении
и выделить его в отдельную программу.
Целью деятельности школы становится не просто обеспечение учебновоспитательного процесса, а комплексное сопровождение ребёнка на всём протяжении
обучения, то есть система профессиональной деятельности, направленная на создание
психолого-педагогических, социально-психологических условий для успешного развития
В школе определены формы и направления деятельности по выявлению, развитию
и поддержке одаренных детей, в соответствии с которой проводятся спортивные
4
соревнования, обеспечивается поддержка участия одаренных детей в межрегиональных,
всероссийских, международных соревнованиях.
Программа содержит систему мероприятий, направленных на создание
оптимальных условий для выявления, развития и поддержки одаренных детей,
совершенствования работы с педагогическими кадрами.
В современных условиях школа ориентирована не на формирование какого-то
определённого типа личности, а на развитие природной индивидуальности каждого
ребёнка, творческих способностей, подготовке профессионального самоопределения и
социальной адаптированности к новым условиям жизни. В связи с этим ведется поиск
таких психолого-педагогических условий в педагогическом процессе, которые могли бы
в максимальной степени способствовать проявлению самостоятельности и активности
обучающихся, а также продвижению в их физическом, интеллектуальном и личностном
развитии.
Механизм
реализации
программы
представляет
собой
использование
технологических элементов содержания деятельности педагогических работников.
Представленная технология управления работой с одаренными детьми выстроена с
учетом социально-психологических обстоятельств, ресурсов и условий конкретного
образовательного учреждения дополнительного образования детей.
Основной идеей работы по выявлению и развитию одаренных детей является
объединение усилий педагогов, родителей, руководителей образовательного учреждения
и других ведомств с целью создания благоприятных условий для реализации творческого
потенциала детей.
Актуальность программы заключается в необходимости поиска новых
организационных форм по выявлению одаренных детей, новых педагогических
технологий по развитию детской одаренности; совершенствованию системы целевого
управления этой работой.
Основной целью программы является создания условий для выявления, поддержки и
развития спортивно одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения
в соответствии со способностями.
Основные задачи:
разработка и создание системы поиска, выявления и диагностики одаренных
детей и дальнейшее педагогическое их сопровождения в течение всех лет обучения в
МАУ ДО ДЮСШ «Олимп»;
создание технологии организации работы с одаренными детьми в школе;
создание условий для развития разносторонней одаренности;
разработка
системы
мер
мотивации,
морального
и
материального
стимулирования труда обучающихся и педагогов;
разработка подходов и механизмов работы с одаренными детьми;
5
развитие и поддержка педагогов, работающих с одаренными детьми,
распространение лучшей практики их работы и передовых методов обучения;
создание механизмов поддержки одаренных детей;
создание системы стимулирования труда специалистов, работающих с
одаренными детьми;
осуществление необходимых мероприятий для выявления, развития и поддержки
одаренных детей независимо от места жительства, социального положения и финансовых
возможностей семьи;
разработка нормативно-правового обеспечения;
осуществление необходимых мероприятий по организационному обеспечению
программы деятельности (кадровому, материально-техническому);
обновление методической базы работы с одаренными детьми;
утверждение календарного плана спортивно-массовых мероприятий.
Система выявления и развития талантливых спортсменов строится на следующих
базовых принципах:
индивидуализация обучения (наличие индивидуального плана обучения
учащихся);
принцип опережающего обучения;
принцип комфортности в любой деятельности;
принцип
разнообразия
предлагаемых
возможностей
для
реализации
способностей обучающихся;
принцип доступности и открытости;
принцип развивающего обучения;
принцип добровольности;
принцип гуманизма, равноправия;
принцип приоритета общечеловеческих ценностей;
принцип свободного развития личности;
принцип защиты прав.
К числу стратегий, основных ценностно-целевых ориентаций в работе с
одаренными детьми, можно отнести следующие:
- выявление и развитие потенциальных возможностей;
- активизация – стратегия, ориентированная на создание условий, предоставляющих
максимальную возможность для проявления и развития индивидуальных способностей
каждого ребенка;
- преодоление барьеров – стратегия, нацеленная на нивелирование препятствий,
мешающих развитию детей; поддержка и развитие высоких достижений, проявленных
ребенком;
- стратегия обогащения обучения;
6
- стратегия ускорения обучения.
Основное требование при включении обучающихся в учебные программы,
построенные с использованием ускорения следующие:
- обучающиеся должны быть заинтересованы в ускорении, демонстрировать явный
интерес и повышенные способности в той сфере, где будет использоваться ускорение;
- обучающиеся должны быть достаточно зрелыми в социально-эмоциональном плане;
- необходимо согласие родителей, но необязательное участие детей.
Способы ускорения:
1 Индивидуализация обучения для одаренных спортсменов;
2 Занятия в другой, более старшей группе;
3 «перепрыгивание» через группу;
Методические задачи:
научное, методическое, психологическое и информационное сопровождение процесса
развития одаренных спортсменов;
психологическое просвещение педагогов по проблеме реализации личностноориентированного подхода в образовании с целью развития способностей ребенка;
создание, разработка и внедрение инновационных технологий в учебно-воспитательный
процесс, реализация программ профильного обучения;
поиск и систематизация методов диагностики и форм работы с одаренными детьми до
уровня
четко
структурированной
деятельности
интеллектуальных и спортивных способностей;
по
развитию
творческих,
создание и обеспечение процесса функционирования механизма мотивации учеников;
разработка алгоритма написания и использования индивидуальных программ для
работы с одаренными детьми;
разработка рекомендаций по созданию атмосферы одобрения, понимания и поддержки
в семье одаренного ребенка;
положительная динамика изменения процентного соотношения состава педагогов,
имеющих первую и высшую квалификационные категории.
Механизмы реализации программы.
1. Внедрение в практику ранней диагностики спортивной одаренности и ее
дальнейшего развития, методов, учитывающих быстро меняющуюся социальную
ситуацию и современные подходы к работе со спортивно одаренными детьми.
2. Создание условий для развития способностей одарённых и мотивированных
детей.
3. Совершенствование форм работы с одарёнными и мотивированными к обучению
детьми.
4. Совершенствование технологии построения индивидуальных программ,
маршрутов развития спортивных способностей одаренных обучающихся школы.
7
5. Организация
социальной, психолого-педагогической, учебно-методической
подготовки педагогических кадров для работы с одаренными детьми.
6. Формирование системы работы с одарёнными и мотивированными к обучению
детьми.
Ожидаемые результаты деятельности. Реализация мероприятий, предусмотренных
программой, предполагает:
повышение результативности обучающихся школы в соревнованиях;
увеличение числа своевременно выявленных одаренных детей;
создание системы работы педагогического коллектива по данной работе;
увеличение количества детей, участников различных соревнований (региональных,
всероссийских, международных);
повышение мотивации обучающихся и уровня обучаемости за счет учета
индивидуальных запросов, а также их психологических и социальных характеристик;
Формы и методы оценки эффективности реализации программы:
1. Мониторинг уровня развития спортивных способностей посредством проведения
контрольных испытаний по ОФП (общей физической подготовке) и СФП (специальной
физической подготовке),
2. Оценка динамики достижений обучающихся спортивной школы через учет
количества посещенных соревнований и занятые призовые места.
3. Мониторинг состояния здоровья и комфортности пребывания обучающихся в
школе, удовлетворенности учащихся, родителей, общественности образовательным
процессом в школе.
2. Структура деятельности педагогического коллектива
по реализации задач программы.
Директор МАУ ДО ДЮСШ «Олимп»:
1. координация усилий всех участников образовательного процесса через педагогический
совет и методический совет, тренерские советы;
2. разработка системы поощрений:
– стимулирование одарённых обучающихся, имеющих значительные результаты на
региональных, всероссийских, международных соревнованиях;
– премирование преподавателей;
3. осуществление контроля деятельности педагогического коллектива по работе с
одарёнными и мотивированными к обучению детьми.
Заместитель директора реализует следующие направления:
1.
осуществление
мотивационной,
информационно-аналитической
оценочнорезультативной функции работы с одарёнными и мотивированными к обучению детьми;
2. планирование работы педагогического коллектива по организации работы с
одарёнными и мотивированными к обучению детьми;
8
3. осуществление анализа и коррекции деятельности педагогического коллектива по
данному направлению (консультации преподавателей по организации системы учебновоспитательной работы, направленной на выявление, обучение, воспитание и оказание
поддержки одарённым и мотивированным детям);
3. организация участия одарённых детей в соревнованиях разного уровня;
4. осуществление контролирующих функций работы тренеров- преподавателей по работе
с одарёнными и мотивированными к обучению учащимися;
5. контроль по сбору банка данных по одарённым и мотивированным обучающимся;
Инструкторско - методический отдел:
1. подбор диагностических материалов для выявления одаренных детей;
2. сбор и систематизация материалов периодической печати и педагогической литературы
по данному вопросу;
3. подготовка методических рекомендаций по работе с одаренными детьми;
4. определение критериев эффективности работы;
5. подготовка отчетов о работе с одаренными детьми;
6. оформление материалов по работе с одаренными детьми на сайте учреждения;
7. организация и проведение семинаров по проблемам работы с одарёнными детьми;
8. координация действий педагогов, работающих с одарёнными детьми;
9. помощь в разработке индивидуальных образовательных программ для одарённых
детей;
10. сбор банка данных по одарённым детям (на основе мониторинга);
11.повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в работе с
одаренными детьми в форме методических мероприятий и в рамках распространения
педагогического опыта.
Тренер - преподаватель:
1. составляет план педагогической поддержки одарённых обучающихся, включающий
разнообразные формы, методы, средства, активизирующие познавательную, творческую
активность;
2. ведёт психолого-педагогические наблюдения склонностей обучающихся (данные
наблюдений, анкет, тестов фиксируются в индивидуальном плане подготовки);
3. планирует спортивно-массовую работу в группе с учётом реализации одарёнными
детьми своих способностей;
4. помогает обучающимся осуществлять анализ собственных достижений (формирование
портфолио);
5. оказывает помощь инструктору - методисту в проведении анкетирования обучающихся
и их родителей с целью выявления интересов и склонностей детей;
6. осуществляет индивидуальную работу с родителями одарённых детей и привлекает их
к совместной работе с обучающимся;
7. проводит тематические родительские собрания;
9
8. организует встречи обучающихся с одарёнными выпускниками школы – студентами
высших и средних специальных учебных заведений;
9. оформляет свой опыт работы с одарёнными обучающимися в виде творческого отчёта
для предъявления на педсовете;
10. проводит открытые занятия, мастер-классы;
11. подготавливает обучающихся к участию в соревнованиях и спортивно-массовых
мероприятиях различного уровня.
Родители:
1. оказывают помощь педагогам в осуществлении работы с одарёнными детьми;
2. оказывают помощь по выявлению интересов и склонностей обучающихся.
3.1.
Формы
и
3. Основная часть.
методы работы с одарёнными
и
мотивированными
обучающимися.
Первая ступень обучения (общеразвивающие группы):
- выявление одарённых и мотивированных детей и работа с ними по развитию
способностей на учебно-тренировочных занятиях и внеурочное время;
- осуществление индивидуального подхода на учебно-тренировочных занятиях и
внеурочное время;
- составление преподавателями индивидуальных разноуровневых заданий на учебнотренировочных занятиях и на дом;
- индивидуальная работа с родителями одарённых и мотивированных детей и
привлечение их к совместной работе с учащимся;
- проведение конкурсов, соревнований, показательных выступлений;
- поддерживание тесной связи с родителями учащихся.
Вторая ступень обучения (группы базового уровня 1-6 годов обучения):
- выявление одарённых и мотивированных детей и работа с ними на учебнотренировочных занятиях и внеурочное время;
- широкое привлечение обучающихся к работе во внеучебно-тренировочное время
(соревновательная деятельность, показательные выступления);
- развитие инициативы и самостоятельности;
- формирование навыков самостоятельной работы с дополнительными источниками
информации;
- проведение внутришкольных соревнований, участие в республиканских, зональных,
всероссийских, международных соревнованиях;
- обучение самооценке, самоанализу и самоконтролю;
- работа по созданию системы профессиональной ориентации обучающихся.
Третья ступень обучения (группы углублённого уровня 1-2 годов обучения):
10
- индивидуальная работа и во внеучебно-тренировочное время с одарёнными и
мотивированными к обучению детьми;
- оказание помощи в выборе профессии;
- тесная связь школы с средними и высшими учебными заведениями;
- участие в соревнованиях различного уровня;
- формирование умений добывать и обрабатывать необходимую информацию;
- включение обучающихся в инструкторско-судейскую практику;
- индивидуальная работа с родителями обучающихся.
В основе данного направления использованы элементы информационнокоммуникативных технологий, педагогических технологий личностно-ориентированного
подхода, разноуровневого обучения, технология здоровьесберегающего обучения,
технологии игрового обучения, направленные на развитие физических способностей и
потенциала обучающихся
спортивной деятельности.
с
повышенной
мотивацией
учебно-познавательной
и
3.2. Этапы реализации программы.
Подготовительный этап (2022 год):
1. Изучение нормативных документов и методических рекомендаций.
2. Разработка и утверждение программы.
3.
Психолого-педагогическая
диагностика
обучающихся
школы
и
составление
индивидуальных планов.
4. Создание банка данных по одарённым и мотивированным детям.
Основной этап (2023 – 2024 года):
1. Реализация плана мероприятий, разработанных в рамках программы.
Оценочный этап (2024 – 2025 годы):
1. Оценка результатов деятельности педагогического коллектива по претворению в жизнь
программы.
2. Анализ эффективности действия программы.
3. Формирование новых целей и задач.
11
4. План мероприятий по реализации программы работы
со спортивно одаренными детьми в МАУ ДО ДЮСШ «Олимп».
№ п/п
Мероприятия
1. Организационное направление
1.
Анализ работы тренеров-преподавателей
спортивно одаренными детьми.
2.
3.
Сроки
по
работе
со Январь – июнь
2022г.
Методические совещания для тренеров-преподавателей по
Май 2022г.
работе с одаренными детьми по темам:
- «Понятие спортивной одаренности. Специфика работы с
одаренными детьми в спорте».
- «Особенности содержания учебных программ для одаренных
детей».
- «Формы и методы работы по выявлению и развитию
спортивной одаренности детей».
Разработка планов работы со спортивно одарёнными детьми
Ежегодно август
по видам спорта.
Ответственные
Директор,
заместитель
инструктор – методист
директора,
Директор, заместитель директора,
инструктор – методист
Тренера - преподаватели
2. Нормативно-правовое обеспечение
Разработка
календарного
плана
спортивно-массовых
мероприятий МАУ ДО ДЮСШ «Олимп» на учебный год.
2.
Утверждение индивидуальных маршрутов подготовки
спортивно одаренных детей.
3. Научно-методическое направление
1.
Разработка диагностического инструментария выявления
спортивно-одаренных детей, утверждение критериев оценки
спортивной одаренности детей по видам спорта.
2.
Создание банка данных спортивно одаренных детей,
обновление его данных.
1.
Сентябрь 2022г.
Заместитель директора
Сентябрь,
ежегодно
Директор,
заместитель
инструктор – методист
директора,
В течение всего тренеры преподавателя
срока
Регулярно
Инструктор - методист
12
Составление картотеки научных публикаций по проблеме
Ежегодно
Инструктор - методист
спортивной одаренности, подбор и накопление литературы по
проблеме работы со спортивно-одаренными детьми,
подготовка методических материалов и рекомендаций для
практической работы.
4. Создание условий для развития, поддержки спортивно одаренных детей
1.
Оформление стенда «Наша гордость» с целью мотивации к Регулярно
Директор, заместитель директора
новым достижениям всех обучающихся школы.
2.
Реализация
календарного
плана
спортивно-массовых Ежегодно
Заместитель директора, тренеры мероприятий школы.
преподаватели
3.
Совершенствование форм взаимодействия с социальными В течение всего Администрация школы
партнерами
спортивной
школы
(образовательными периода
учреждениями, общественными организациями, родителями
обучающихся и др.).
5. Мониторинговая и контрольно-аналитическая деятельность
1.
Контроль за выполнением мероприятий программы.
Ежегодно
Директор
2.
Контроль за выполнением плана спортивно-массовых
Ежегодно
Заместитель директора
мероприятий школы.
3.
Контроль за реализацией индивидуальных маршрутов
Ежегодно
Заместитель директора
подготовки спортивно одаренных детей.
4.
Контроль за проведением контрольных испытаний по ОФП
Ежегодно
Заместитель директора, инструктор –
(общей физической подготовке) и СФП (специальной
методист
физической подготовке).
5.
Контроль за участием спортивно одаренных детей в
Ежегодно
Заместитель директора, тренеры мероприятиях различного уровня, мониторинг результатов
преподаватели
выступлений.
3.
13
5. Заключительная часть.
Система работы по поддержке одарённых обучающихся детско-юношеской
спортивной школы – это организованная, управляемая деятельность школы и семьи,
направленная на выявление, обучение, воспитание и оказание поддержки одарённым
детям, повышение социального статуса
профессиональной ориентации учащихся.
творческой
личности
и
помощь
в
Обучающиеся нуждаются в поддержке творческой инициативы и в
квалифицированном совете на этапе выбора профессии. Именно эту помощь и должна
оказывать школа, а тренеры-преподаватели – организовать соответствующую работу с
одарёнными учащимися.
При проведении работы по поддержке одарённых обучающихся важно не только
выявить интересы и творческую направленность личности, но и определить уровень
сформированности социальных притязаний, ценностно-нравственной ориентации.
Только комплексный подход к решению вопросов по поддержке одарённых детей
способствует успеху дальнейшего выбора деятельности обучающихся, его
профессиональной направленности.
Роль тренера-преподавателя по формированию всесторонне развитого, готового
к трудовой деятельности подрастающего поколения обуславливает ведущую позицию
педагогических коллективов в едином многогранном процессе профессиональной
ориентации, осуществляемой школой, семьёй, всей общественностью. Педагог
помогает учащимся осознать свои склонности и способности, направляет развитие их
профессиональных интересов.
Педагог должен уметь в зависимости от педагогической ситуации, от своих
собственных возможностей, интересов и способностей школьников подобрать
комплекс педагогических средств, методов воздействия на личность, чтобы развить
творческий потенциал учащегося и реализовать тот широкий круг задач подготовки
выпускников к выбору профессии, которые призвана решать школа.
6. Список используемой литературы.
1. Артюшина Н.К., Чирковская Е.Г. Личностные и профессиональные качества
учителя, работающего с одаренными учащимися // Проблемы психологопедагогического сопровождения субъектов образовательного процесса. Сборник
материалов научно-практической конференции / Научн. ред. Н.Ю. Синягина. –
М., 2003. – С. 61-63.
2. Вайнцвайг П. Десять заповедей творческой личности. - М., 1990. – 122 с.
3. Венгер Л.А. Педагогика способностей. - М., 1973. – 122 с.
14
4. Дубровина И.В., Лисина М.И. Возрастные особенности психического развития
детей. - М., 1982. – 144 с.
5. Ландау Э. Одаренность требует мужества: Психологическое сопровождение
одаренного ребенка / Пер. с нем. А.П. Голубева; Науч. ред. рус. текста Н.М.
Назарова. – М., 2002. – 144 с.
6. Леви В. Нестандартный ребенок. - М., 1989. – 256 с.
7. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: избранные
труды. – М. - Воронеж, 2003. – 464 с.
8. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников: Учеб. пособие для студ. высш.
пед.учеб. заведений. – М., 2001. – 320 с.
9. Матюшкин А.М. Загадки одаренности. Проблемы практической диагностики. –
М., 1993. – 127 с.
10. Одарённость: рабочая концепция. М., 1996. – 6 с.
11. Одаренные дети / Общ. ред. Г.В. Бурменской и В.М.Слуцкого. - М., 1991. – 381 с
12. Одаренные дети / Под ред. М. Карне. – М., 1991. – 246 с.
13. Одаренные дети: проблемы полноценного развития: Сборник научных статей и
тезисов научных докладов / Под ред. Е.А. Козыревой. – М., 2000. – 102 с.
14. Одаренный ребенок / Под ред. О.М. Дьяченко. - М., 1997. – 137 с.
15. Панов В.И. Некоторые теоретические и практические аспекты одаренности //
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
Прикладная психология. – 1998. - №3. - С. 33-48.
Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Лейтеса Н.С. - М., 1996. –
416 с.
Рабочая концепция одаренности. 2-е изд-е, расш, перераб. / Науч. ред. В.Д.
Шадрикова. – М., 2002. – 94 с.
Савенков А.И. Одарённый ребёнок дома и в школе. – Екатеринбург: У-Фактория,
2004. – 272 с.
Синягина Н.Ю., Чирковская Е.Г. Личностно-ориентированный учебновоспитательный процесс и развитие одаренности. – М., 2001. – 131 с.
Теплов Б.М. Способности и одаренность. – М., 1982. – 286 с.
Учителю об одаренных детях / Под ред. В.П. Лебедевой, В.И. Панова. - М., 1997.
– 354 с.
Чудновский В.Э., Юркевич В.С. Одаренность: дар или испытание. - М., 1990. –
140 с.
Юркевич В.С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность. - М., 1996. - 96 с.
15